?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В последнее время (вернее, вчера ночью) я осознал, что одним и тем же словом называют два разных явления. А еще есть третье, которое тоже иногда так называют, хотя оно и отличается от первых двух (в нем, например, творю я).

Первое явление характерно для культуры 60-70, и начинает трансформироваться во второе в 80-ые. Я назвал это арт-хаусный постмодернизм, пусть для многих это и может звучать несколько тавтологично.

Суть явления - огромная, фактически наркоманская восторженность перед довольно банальной и бессмысленной по сути вещью, пусть и нестандартно обыгранной. Придание видимости смысла тому, что смысла в себе не содержит, этакий симулякр. И главное - гипертрофированная и неадекватная восторженность перед этим симулякром. Банка супа на картине!!! Банка супа, ты понимаешь?! Это же так круто!!!

Я был на одной игре, где это было очень ярко выраженно, и с тех это дело крайне не люблю. Как вы знаете, для меня важен принцип справедливой оценки и от всей этой наркоманской восторженности меня просто тошнит.

Второе явление я назвал циничным постмодернизмом или деконструкционным постмодернизмом. Суть явления в полностью обратном - полное выжигание и высмеивание любой восторженности. Деконструкция любого объекта, а иногда и самого субъекта. Показать неприглядные черты чего-то привычного, довести это до трэша. Начало появлятся в 80-ые, было основой культуры в 90-ые и нулевые.

Когда-то я, известный ненавистник идолов и границ, любил это дело, но ныне оно кажется мне очень банальным. Во-первых, есть действительно достойные вещи, деконструкция которых, как правило, выливается в жалкую попытку прикопаться по мелочам. Во-вторых приемы циничного постмодернизма очень однообразны и быстро приедаются. В-третьих, если арт-хаусный постмодернизм переполнен детской восторженностью (что бесит), то циничный постмодернизм отдает подростковыми комплексами, что утомляет.

Третье явление с определенной точки зрения постмодернизмом не является (постмодернизм отрицает объективную самоценность какой-либо идеи, он делает упор на субъективное восприятие), а с определенной является (так как использует основной прием постмодернизма, то есть обыгрывание старого явления новыми красками). Сам я его постмодернизмом не считаю, но так как две моих игры-перформанса ("Сказки" и "Когда ад замерзнет") поставленных по этим принципам называют постмодернизмом, опишу его здесь.

Его я бы назвал реконструкционный постмодернизм. Его суть заключается в том, чтобы используя новые средства выразительности предельно точно передать дух некоего старого явления. Явление это новое, но очень характерное для современной (2010-ые годы) культуры (новый "Безумный Макс", "Грошовые ужасы", "Странные вещи" и прочее). И в нем сутью является именно уважение к объективно крутым и дорогим нашему сердцу вещам из нашего прошлого, этакая очень взрослая ностальгия.

Вот, собственно, так как на мой взгляд эти три явления очень разные, а называют их одинакого, что вызывает путаницу, я и написал этот пост.

Tags:

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
forgotten_tale
Oct. 9th, 2016 11:52 am (UTC)
А зачем изобретать велосипед, если есть вполне четкое определение постмодернизма? Основано на старом и использует старые мотивы, переосмысление, ирония.
prince_lutin
Oct. 9th, 2016 01:08 pm (UTC)
Все три явления подпадают под это определение, будучи радикально разными по сути. В итоге, когда делаешь, скажем, третье, на тебя вешают ярлык, от которого водят нос те, кто под термином подразумевает, скажем, первое.
( 2 comments — Leave a comment )