?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моя ролевая премия

Ох, спасибо тебе, r_ray, за этот пост! У меня в последнее время просто руки опускаются от того, что мое творчество, особенно ролевое, никому не нужно, а сейчас читаю твои слова про Рим и особенно про рабскую игру, так чуть не плакать хочется от счастья.

Хох, хоть что-то сделанное мной, люди помнят добрым словом...

Спасибо тебе, правда, мне очень не хватало этих слов, особенно сейчас.


Оригинал взят у r_ray в Моя ролевая премия
Мне предложили, раз мне не нравится Золотой Куб, учредить собственную ролевую премию. Немедленно учреждаю и, чтоб два раза не вставать, присуждаю сразу же. У меня как раз есть критерии и пачка ранее не публиковавшихся рецензий.

Как по мне, ролевая игра – это процентов на 70 ее сюжет и процентов на 30 – атмосфера. Идее игры, если она не воплощена в сюжете и атмосфере, грош цена. Остальное – и вовсе инструменты для создания игры, оценивать их сами по себе я не считаю нужным.

Атмосфера – штука сложноуловимая и не поддающаяся описанию. Вопреки тому, чему учил нас Эрих наш Мария Ремарк, ее нельзя закачать в баллоны. Но именно из-за нее я и не считаю возможным что-то говорить об играх, на которых меня не было. Если б игра сводилась к набору каких бы то ни было текстов, мы бы и ограничились текстами, зачем эти нелепые телодвижения.

О сюжете же ролевой игры, понятом как совокупность случившихся на игре историй, можно говорить. Его, в отличие от многих других клевых вещей в жизни, можно описывать словами.

Ценность сюжета игры слабо коррелирует с «игрокам понравилось». Бывает, что игроки довольны, они занимались на игре тем, что им приятно и комфортно, развили даже как-то свои микросюжеты, но в цельную историю все это никак не сложилось, либо история вышла ни о чем. А бывает, что игрокам на игре тяжело и неприятно, они сталкиваются с тем, во что вовсе не хотели играть, некоторые выходят из ролей или даже уезжают с полигона, и все же в итоге интересная история складывается.

Особняком стоят микросюжеты, сами по себе достойные, но никак не повлиявшие на игру. Вот ушли игроки Маша и Вася в кусты и отлично там поиграли во что-то свое, и история их отношений интересная, вот только остальные игроки о ней даже не узнали. Я считаю, если сюжет и проблематика общей игры хоть как-то повлияли на эту микроисторию, ее все же можно считать частью общего сюжета. Но чтобы из таких микросюжетов сложилась хорошая общая история, влияние маленьких историй на общую должно быть обоюдным.

Итого, критерии:
1. Сюжет игры, как он был мной воспринят
2. Моя оценка этого сюжета, как если он был книгой

Рим: республика под ударом


Могу уверенно отвечать за тот пласт, в котором играла: там сложился великолепный сюжет. Если б игра называлась «иностранцы в Риме», по ее сюжету можно было бы написать очень неплохую книгу.

Трагедия иностранцев в Риме заключалась в том, что каждый из них попал сюда в качестве раба, но стремился любой ценой сохранить здесь, в чужой земле, ценности своего народа. И не только сохранить, но и реализовать, претворить в жизнь. Делать то, что считал правильным.

События начали разворачиваться немедленно. Восточные рабы собрались принести в жертву одного из своих, того, кого считали отступником – это было абсолютно необходимо по их законам - но случайно вместо него убили кельта. Кельты не замедлили ответить по своим понятиям, перебив почти всех восточных рабов в течение часа. Также кельты приговорили и казнили Марка Брута, и не потому, что он сделала что-то дурное им. Убив своего короля, военачальника и названного отца, Брут совершил преступление против самых основ, на которых держится мир кельтов, и после этого дышать с ним одним воздухом было невозможно.

Каждый из кельтов в течение времени игры кого-то убил. Многие из них ответили за это.

И все же мне ближе всего истории моих греков, потому что это истории о любви. Их можно выстроить вокруг трех девушек. Одна из них любила мужчину, другая – мудрость, третья – трехликую богиню. Страсть, философия и мистика как три основы греческой культуры. Каждую из этих девушек ее любовь по-своему привела к гибели. Настоящая любовь всегда ведет к гибели, потому что все, что мы знаем – тени на стенах пещеры, а любовь – пламя истинного мира, в который, как верила моя Агата, сожженные ею дотла могут вернуться, потому что принадлежат не теням больше, но Абсолюту.

Я написала о трех девушках, но если бы не их друзья, которые тоже любили их и пытались, как умели, вернуть в нормальный человеческий мир, этих историй бы не было.

Кроме рабов, в Риме были еще собственно римляне, и вот о чем была их история, я как-то не очень хорошо поняла. Пусть расскажет кто-то, кто знает лучше. Со стороны она смотрелись как бесконечная говорильня, в которой конфликт между цезарианской и республиканской идеями постоянно тонет, а побеждает «все хорошее против всего плохого». Убийц Цезаря судили-судили, но как-то ни к чему впечатляющему так и не присудили. Кто-то ходил за какими-то легионами, но кажется никуда их не привел. В общем может изнутри это все и выглядело какой-то историей, хотелось бы ее услышать.

При этом римляне были очень атмосферные, бездуховные и циничные, прагматичные даже в процессе оргий на сатурналиях. В общем отлично сработали на то, чтоб вызвать бездну иронии у восточных ребят, презрения у кельтов и сострадания у греков.

1905

О чем была рассказанная этой игрой история? Мое мнение – ни о чем. Она даже не была о преодолении раздирающих общество конфликтов, потому что никакие конфликты общество не раздирали. Историю о том, как все хорошие люди консолидировались против всего плохого, решили все проблемы и все закончилось хорошо, вы стали бы читать в книжке? Я бы не стала. Вроде бы начало назревать какое-то недовольство в тех слоях общества, которые изначально задумывались как более-менее лояльные режиму – типа чиновников, фрейлин и промышленников – но оно так ни во что и не вылилось.

Это могла бы быть история о том, как общество обмануло само себя, пустившись от страха перед революционными потрясениями в погоню за призраком всеобщего благосостояния, из-за чего просадило экономику и проиграло свою маленькую победоносную войну. Но такой исход возможно разве что был задекларирован серьезно после игры, и то как-то невнятно. Последствия принятых решений должны были четко и недвусмысленно быть доведены до игроков непосредственно на игре, а этого никто не сделал. Всех можно понять, зачем расстраивать людей, которые считают, что так хорошо поиграли. Во что они поиграли, о чем была их история, кто бы мне рассказал.

Локально конечно противостояние эсеров и охранки зашло отлично. Обе стороны в борьбе за высокие идеалы все больше каменели душой и под конец вообще утратили человечность. Схлестнулись насмерть и уничтожили друг друга. Но увы, хорошей историей это нельзя назвать, потому что в мире игры у всего этого не было никаких мотивов. Это же не два равно уважаемых семейства из Вероны, которые не могут прекратить кровопролитье просто потому, что не могут. Эсеры должны были бороться за права страдающих масс, но никаких страдающих масс в мире игры не было. Охранка пыталась защитить основы своего мира от нависшей над ним угрозы, но опять же ничего ему на самом деле не угрожало. Хотя событийно и эмоционально история была довольно насыщенная и богатая перипетиями, в мире игры ничего бы не изменилось, если бы ее не было вообще. Она была о безумных упоротых маргиналах, а не о людях, преобразующих или сберегающих мир (поверьте, мне до сих пор больно это писать).

Что до идеи игры, то я наверно единственный человек, который считает, что зашла идея про текстоцентричность и поэтику. Правда, только в головах у отдельных игроков, ну так где же еще она могла зайти. Текстов к игре, на игре и после игры писали много, и за некоторые из них даже не стыдно. «Задушим гидру революции», писали на воззваниях, которыми заклеивали эсеровские листовки; тоже, в принципе говоря, текст. Какой-никакой зачаток войны идей. Хотя потенциал у такого метода противостояния был, безусловно, намного больше.

Гиганты

История на этой игре определенно сложилась, причем это была общая для всех игроков история.

История о человечестве, которое двадцать лет на пределе своих ресурсов ведет борьбу с инопланетными захватчиками и в процессе этой борьбы стремительно эволюционирует само. Тех немногих, кто в силу особенностей своей физиологии способен управлять оружием, которое останавливает пришельцев, в скором времени ждет безумие и смерть.

В какой-то момент в войне случается затишье, и многие уже начинают надеяться, что вторжение окончено и худшее позади. И все же люди не расслабляются, они пытаются собрать воедино научный потенциал потрепанного человечества и разработать оружие победы, а также спасти уже изувеченных пилотов от разрушающей их болезни.

И вот пока они занимаются этим всем, захватчики вновь вторгаются в околоземное пространство и инопланетный разум ставит ультиматум: либо человечество само отдаст захватчикам своих лучших представителей, и тогда война закончится, либо через шесть часов на Землю спустятся силы, превосходящие все, с чем человечество сталкивалось ранее, и сметут с лица Земли все живое.

На мой вкус, у это истории могло быть два красивых исхода. Либо человечество принимает ультиматум, лучшие вызываются добровольцами и уходят в неизвестность, оставшиеся пытаются как-то научиться жить с этим дальше. Либо люди выходят н бой, в котором не могут победить, и человечество готовится к неизбежной, но героической гибели. Игроки, однако, выбрали третий путь: за оставшиеся несколько часов ученые в лаборатории нашли какой-то способ уничтожить все оружие пришельцев. При этом, правда, было выведено из строя работающее на том же принципе оружие землян. Война закончена бескровно. Все, кто потратил свою жизнь на отражение инопланетной угрозы или подготовку к этому, более человечеству не нужны.

Насколько это хорошая история, судите сами. Я бы книжку с таким финалом закрыла с разочарованием, но это же вопрос вкуса, в конце концов.

Леди Макбет с Лиговки

Главным достоинством этой игры стало то, что литературные источники не просто были задекларированы и не просто по ним были написаны вводные, а их драматургическая логика действительно легла в основу сюжета игры. Я не знаю, что Корсар сделал с игроками, но они действительно не боялись ни выводить проблематику своих сюжетов на экзистенциальный уровень, ни быть яркими и типажными, ни любить, ни убивать. Потому что какая же любовь и риторика без крови.

Может показаться, что игра состоит из микросюжетов, а глобальной истории в ней нет. Это одновременно и так, и не так. Многие события на игре происходили публично – иногда даже такие, которые не задумывались как публичные – и события из жизни отдельных людей были важны для других. Всю Лиговку волновало, кто кого любил и кто кого убил. Каждый не только играл свою драму, но и активно сопереживал множеству чужих. Это не только оттого, что игра была маленькая. На многих маленьких играх все происходит по углам, и всем безразлично то, что не касается непосредственно их замеса. Тут же все персонажи существовали в некоем единой сюжетном пространстве.

О чем была история Лиговки? Началось все с человека, который решил, что он право имеет, и убил старика-процентщика. Его судили, и на суде другой человек, офицер, не видящий в людях зла, оправдал его. Тогда слуга царя и отечества, лиговский урядник, видя, что его представления о законе и порядке высмеяны и обесценены, застрелил защитника убийцы, припомнив кстати его интрижку со своей женой. Для жены урядника этот пистолетный выстрел стал тем самым, что преобразует заведенный от скуки романчик в любовь, оплаченную жизнью, и уже не осталось выбора, кроме как тут же на месте застрелить мужа из пистолета, без всяких вопросов отданного ей любовником – просто потому, что он доверял людям. Потом дочь урядника, падчерица той женщины бросилась на нее с ножом, но ее успел оттащить друг убитого офицера, и с этого порыва началась история их любви. Тем временем человек, убивший процентщика, предложил содержанке убитого им бежать с унаследованными деньгами в Америку, и когда она отказалась, зарезал ее и утопился сам.

(На самом деле историй было еще больше, я записала тут только те, которые коснулись меня непосредственно).

Всему этому активно сопереживали разные люди, и эти истории влияли на то, как они разрешали свои конфликты и выстраивали свои жизни. Так, жена помощника урядника, намеренная вечно хранить верность своему скучному мужу, посмотрев на это все, бежала с заезжим антрепренёром.

Извините, я понимаю, что в таком виде выглядит как «200 произведений русской классики в одном абзаце для особо ленивых». И кажется наверно, что концентрация мексиканских страстей была просто запредельная какая-то. На самом деле, хотя игра и была короткой, все это развивалось медленно, под постоянные разговоры и смысле жизни, существовании Бога, нравственном законе, природе греха и преступления. В игре были долгие тягучие часы, когда казалось, что ничего не происходит и не произойдет уже никогда, так и потонет в бесконечных разговорах, и это тоже такая очень характерная для русской классической литературы атмосфера.

Буду рада, если кто-то дополнит истории описанных здесь игр – у меня очевидно существенные пробелы по каждой, никто не может объять необъятное. Я только прошу вас выйти за рамки «мне понравилось – мне не понравилось», «мне поигралось – мне не поигралось». То есть я конечно отдаю себе отчет, что мои оценки тоже субъективные и эмоциональные, но, надеюсь, это связано именно с моим вкусом к тем или иным историям, а не с впечатлениями от игр, которые для каждого конкретного человека зависят от множества случайных факторов. Так-то, если говорить об этом, на «Риме» мне поигралось просто блестяще, на 1905 – отлично, на Лиговке – хорошо, на Гигантах – очень слабо, вообще почти никак. Но мои оценки сюжетов этих игр не коррелируют с моими впечатлениями от этих игр, я надеюсь.

Итого, мой безусловный победитель - Лиговка. Приз хочу выдать не только мастеру, но и каждому участнику - то есть каждому игроку (игротехов, насколько я помню, не было). Так как я ничего особо не умею, кроме как писать глупенькие, но бодрые тексты, то приз такой: каждый участник игры может заказать мне текст на любую выбранную тему. Хотите - в этот журнал, хотите - вышлю текст вам в личку и распоряжайтесь им по своему усмотрению. Это настолько же бессмыленно, как статуэтка или что там, но, надеюсь, немного развлечет нас всех.